V городской Интернет-педсовет 2012 "Современное образование:перспективы развития" (Нефтекамск)

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » V городской Интернет-педсовет 2012 "Современное образование:перспективы развития" (Нефтекамск) » ИКТ в работе учителя » Использование ИКТ в школах: положительные моменты и трудности


Использование ИКТ в школах: положительные моменты и трудности

Сообщений 1 страница 20 из 66

1

Сегодня информационно-коммуникационные технологии должны стать не дополнительным средством в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающими его эффективность и максимально способствующими всестороннему развитию интеллектуальной, эмоциональной и личностной сфер обучающихся.
Таким образом, компьютер в обучении школьников должен выступать не столько объектом изучения, т.е. инструментом для формирования компьютерной грамотности учащихся, сколько средством обучения, влияющим на развитие и воспитание обучающихся.
В наших школах ИКТ внедряются повсеместно, при этом возникают как положительные моменты, так и трудности. Хотелось бы подробнее остановиться на проблемах использования ИКТ в образовательном процессе. Для этого предлагаю обсудить ряд вопросов.

1. Какие категории ИКТ используются в наших школах, а какие нет и почему?

2. Как внедряют и используют эти технологии учителя? Как воспринимаю и используют ИКТ дети? Каковы успешные методы работы и рекомендуемые формы ее организации?

3. Какие препятствия чаще всего возникают при внедрении и использовании ИКТ и как мы можем их преодолеть?

4. Каков уровень реальной компетентности педагогов в области ИКТ и каким образом должно быть организовано их повышения квалификации?

Уважаемые коллеги, Вы также можете добавлять свои вопросы для обсуждения!

Отредактировано Лебедева Анна (2012-11-06 11:47:09)

0

2

В ЦРТДиЮ  активно идет работа  по внедрению информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс. Педагоги,  стремящиеся идти в ногу со временем  изучают возможности использования и внедрения новых ИКТ в свою практическую деятельность.
        На вызовы времени нужен быстрый и адекватный ответ. Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Любой этап занятия можно оживить внедрением новых технических средств. Педагог, как мы знаем - профессия творческая, тем более педагог дополнительного образования. Включение ИКТ в учебный процесс позволяет нам организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на занятиях: это и заочная экскурсия, настоящие виртуальные путешествия, использование анимаций и вставки видеофрагментов. С помощью компьютера можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать на занятии, либо увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков животных; работу транспорта).
      Практика использования ИКТ на занятиях показала, что повышается не только эффективность обучения, но и создается  более продуктивная атмосфера на занятии: ребенок вовлекается  в разнообразную, эмоциональную, насыщенную  деятельность, 
значительно повышается его заинтересованность  в изучаемом материале. Как сказал великий Эйнштейн: "Умеет учить тот, кто учит интересно".  Если  в традиционном обучении основными являются руководящая, информационная, контролирующая функции обучения, то  в  обучении в условиях информационной среды увеличиваются возможности выбора средств, форм и темпа изучения образовательных областей, т.е.  повышается  интерес детей к изучаемому предмету за счет наглядности, занимательности, интерактивной формы представления материала; усиливается мотивация самостоятельного  обучения, развития критического мышления;раскрываются творческие способности и интересы  каждого ребенка, и что очень важно, осуществляется подготовка детей к жизни в условиях информационного общества.
Но, к сожалению, возникают некоторые проблемы при внедрении и использовании ИКТ педагогами дополнительного образования. Это нехватка компьютерного оборудования, повышение уровня ИКТ компетентности как педагогов так и детей.
    Уровень реальной компетентности педагогов в области ИКТ, я считаю, можно поднять обучив, в первую очередь, методистов УДОД,  которые  вплотную работают с педагогами.

0

3

Использование ИКТ на уроках играет важную роль как и учителю, так и детям. Экономит время учителя, доступно детям. Проблема в том, что не все учителя знают что и где брать. И если начинаешь скачивать информацию, то много времени уходит на это.

0

4

Педагогу в настоящее время необходимо    научиться пользоваться компьютерной техникой, так же, как он использует сегодня авторучку или мел для работы на уроке,  владеть информационными технологиями и умело применять полученные знания и навыки для совершенствования методики урока.  Для учителя компьютер -это уже не роскошь – это НЕОБХОДИМОСТЬ. 
Развитие профессиональной компетентности - это развитие творческой индивидуальности учителя, формирование готовности к принятию нового, развитие и восприимчивости к педагогическим инновациям. От уровня профессионализма педагогов, их способности к непрерывному образованию напрямую зависят результаты социально-экономического и духовного развития общества. В соответствии с этими требованиями можно определить основные подходы к развитию профессионализма педагога:
1 подход. Непрерывное научно-методическое сопровождение развития профессионализма через оказание помощи методическим объединениям, отдельным педагогам в организации деятельности на уровне школы, с учетом педагогического стажа, уровня профессионализма и индивидуальных запросов личности педагога.
2 подход. Развитие профессионализма через курсы повышения квалификации без отрыва от производства с получением документа государственного образца.
3 подход. Реализация накопительной системы повышения квалификации, учитывающей индивидуальную образовательную программу педагога.

0

5

Одним из препятствий при внедрении ИКТ - это нет проекторов. Скорей всего здесь сначала нужно оснастить кабинеты ИКТ  или хотя бы в каждом ШМО был проектор. И конечно потом можно уже и говорить  об уроках с ИКТ. А если проекторы будут, то конечно это очень уж хорошо. Ведь не только презентации к урокам можно показывать, но и физминутки с анимашками. Это очень интересно. Особенно в начальных классах и в среднем звене.

0

6

В нашей школе каждый кабинет начальных классов имеет всё необходимое для демонстрации слайдов. В этом нам помогают родители, за что им огромное спасибо. Но зачастую учителя используют презентации, как наглядность. Необходимо проводить на заседаниях ШМО, ГМО практические занятия по составлению и использованию презентаций на конкретных этапах урока.

0

7

Когда мы учились в педколледже, там были лаборантские для наглядностей  и т.п., вот бы нам тоже создать подобную картотеку ЦОР по предметам, классам и темам.

0

8

Хорошо бы конечно каждому учителю  создать свой сайт. И не нужно было нам сидеть в интернете и искать нужный материал. Зашли бы по своему предмету на сайты учителей, и можно бы обменяться наглядностью, открытыми уроками, презентациями, тестами и т.д.

0

9

Зульфия написал(а):

Хорошо бы конечно каждому учителю  создать свой сайт.

Такое возможно. Посмотрите ссылочку. Там и сайты свои создавать можно и материала по предметам   очень много.
http://nsportal.ru/page/poisk-po-saitu 
  Вот их главная страничка
http://nsportal.ru/

0

10

Хорошая идея! Очень часто приходится сталкиваться с тем. что многие учителя не желают делиться со своими наработками. И понять их можно.  И среди учителей есть просто потребители. А вот если обмениваться, то это правильно!

0

11

Лебедева Анна написал(а):

2. Как внедряют и используют эти технологии учителя? Как воспринимаю и используют ИКТ дети? Каковы успешные методы работы и рекомендуемые формы ее организации?

В ходе подготовки к уроку учитель отбирает методы обучения, которые зависят в первую очередь от планируемых образовательных результатов, от возрастных способностей, от уровня их развития и мыслительных способностей, от набора средств обучения. На уроке с использованием ИКТ наиболее эффективны такие методы обучения, как:
- обучение на основе информационных ресурсов, котрый характеризуется активным использованием учащимися баз данных, различных образовательных ресурсов сети Интернет для поиска необходимой учебной инфориации;
- ассоциативный метод, который предполагает создание обучающей среды на базе электроннных образовательных ресурсов, дающих возможность для учащихся изучать учебный материал не в определенной учителем  последовательности, а свободно, по своим ассоциациям и приоритетам;
- метод учебного  компьютерного моделирования, концепция которого предполагает некоторые образовательные действия: последовательность моделей, задания, объяснения, рабочие гипотезы.
Методы обучения на уроках с использованием ИКТ в большей степени ориентированы на достижение новых образовательных результатов (умения выялять, формулировать, анализировать проблему, выдвигать и оценивать гипотезу, ставить вопросы, создавать модели явлений и процесссов, классифицировать и многое др.)
при подготовке к уроку,боснованном на использовангие средств ИКТ, учителю необходимо уметь отбирать средства обучения для реализации новых видов учебной деятельности. К таким средствам следует отнести:
- электронные образовательные ресурсы (электронные издания,  библиотеки, справочники, тренажерные программы и т.д.);
- образовательные интернет-ресурсы (учебники и пособия, лекции, презентации, дистанционные учебные курсы, методические сайты и пр.);
- компьютерное оборудование (компютер, видеопроектор, принтер, сканер, интерактивная доскаи др.)
Отбирая средства обучения, в частности средства ИКТ, учителю ,также, важно  учитывать:
1) реальную целесообразность использования средств ИКТ на конкретном уроке;
2) методическое назначение оразовательных ресурсов (обучающее, демонстрационное, учебно-игровое и т.д.);
3) требуемое время и гигиенические ограничения во время работы учащихся со средствами ИКТ.
Из форм организации образовательного процесса с использованием ИКТ можно отметить следующие:
1) самостоятельная работа учащихся как на уроке, так и при выполнении  домашненго задания.  Здесь ученик сам распределяет время на подготовку, управляет собственной учебно-познавательной деятельностью, используя возможности компьютерной программы. Учитель лишь поясняет задания и отслеживает результаты;
2) работа с мультимедийным содержанием образовательного ресурса групп учащихся в процессе изучения темы урока, когда остальная часть класса изучает материал по плану учителя;
3) использование учителем материала электронного образовательного ресурса как одного из средств  обучения  в рамках урока (комбинированного, интегрированного, проектного);
4) выборочное использование диаграмм, таблиц, схем и пр. при проведении урока;
5) организация практических занятий на основе текста, видеофрагментов и пр., имеющихся в электронном образовательном ресурсе.
Таким образом, подготовка урока с использованием ИКТ представляет собой целенаправленное сочетание  различных звеньев, направленных на достижение планируемых образовательных результатов, где слабым звеном на сегодняшний день, как уже отмечалось ранее некоторыми моими коллегами,  является недостаточное   оснащение  учителей   компьютерным оборудованием. (2012-11-06 11:47:09)

Отредактировано Светлана Кокорева (2012-11-13 17:01:49)

0

12

Что не говори, но ИКТ облегчают работу учителя на уроке. Можно не только часть урока построить с использованием видеофрагментов, презентаций, схем, графиков и т.д. всего ведь этого не отразишь с помощью мела и доски. Конечно злоупотреблять ИКТ нельзя- всего должность быть в меру .

0

13

ИКТ не только облегчает работу учителя , но и повышает познавательную активность обучающихся. В этом плане повезло ученикам начальной школы. Практически ни один урок не обходится без применения ИКТ.С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО).Требования к информационно-образовательной среде (ИС) являются составной частью Стандарта. ИС должна обеспечивать возможности для информатизации работы любого учителя и учащегося.
Моя дочь учится в 8 классе и об уроках с использованием ИКТ только мечтает, а почему? Неужели нужно ждать когда эти стандарты дойдут до основной школы?

0

14

Началка написал(а):

Неужели нужно ждать когда эти стандарты дойдут до основной школы?

Нет. Просто нужно ждать когда финансирование дойдёт до школы, чтобы обеспечить кабинеты необходимым оборудованием.

Началка написал(а):

Моя дочь учится в 8 классе и об уроках с использованием ИКТ только мечтает,

А пока действительно приходится только мечтать.

0

15

Я с вами соглашусь, что ИКТ не только облегчает работу педагогу, но и повышает познавательную активность обучающихся, как в рамках школы так и на дому. На сегодняший день есть и такие дети, которые не могут посещать общеобразовательные учреждения и педагогам приходится ходить к ним,  а это накладно. В других городах уже сушествуют специальные центры, где педагог ведет по скайпу занятия (особо удобно для детей с ограниченными возможностями). Так как по образованию я реабелитолог, мы посещали один из таких центров, самое удивительное то, что ведутся даже занятия физкультуры через скаип с детьми при болезни ДЦП.

0

16

Обучающимся нравятся урки с использованием ИКТ, но время использования во время урока ограничено по санПину......

0

17

Спасибо за информацию. Я зашла на сайт. На самом деле много нужного материала, который поможет мне в работе. И вы правы что нужно ждать финансирование дойдёт до школы, чтобы обеспечить кабинеты необходимым оборудованием. Или  скорей всего нам и надо будет покупать проекторы. Хотя многие учителя и так  работают в школе со своими ноутбуками.  И проекторы конечно давно купили бы, если бы оно чуть дешевле были. Ведь с ИКТ все равно интересней проводить уроки. Ведь одно и тоже надоедает. Нужно разнообразить уроки, чтобы дети тянулись к нам.

0

18

Мне нравится применять на уроках ИКТ. Ведь сейчас есть электронные учебники, сколько возможностей.
Все учителя наверно знают сколько времени мы должны использовать ИКТ по  санПину.  Все 45 минут мы же не показываем презентации. Все хорошее понемногу. ИКТ это все равно КЛАСС...

Отредактировано Зульфия (2012-11-15 18:01:19)

0

19

При составлении  расписания  необходимо учитывать время использования ИКТ по санПину, если АРМ учителя и ИКТ есть во всех кабинетах. В конечном счете мы обязательно решим эти вопросы, ведь внедрение инновационных технологии не стоит на месте.

Отредактировано Гульнара Рифовна (2012-11-16 08:19:00)

0

20

В сентябре я была на курсах повышения квалификации в г.Снежинске, хотя школа по возрасту не молодая(многие учителя то-же пожилые), но современные технологии используют. Во многих кабинетах есть интерактивные доски, не говоря уже о проекторах. Когда мы спросили, как они успевают все ,они в ответ только улыбнулись (не стали раскрывать секреты.)

0


Вы здесь » V городской Интернет-педсовет 2012 "Современное образование:перспективы развития" (Нефтекамск) » ИКТ в работе учителя » Использование ИКТ в школах: положительные моменты и трудности


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно