Хабибуллина М.Ф.,
учитель русского языка
и литературы МОБУ СОШ № 6
Работа с одарёнными детьми в школе
Произнеся словосочетание «одарённые дети», мы постоянно подчёркиваем, что существует особая группа детей, качественно отличающаяся от сверстников. Действительно, природа свои дары поровну не делит и кому-то даёт сверх меры, не скупясь, а кого-то « обходит стороной». То есть одарёнными принято называть того, чей дар явно превосходит некие средние возможности, способности большинства. Это генетический дар, и перед нами он предстаёт как сложный итог взаимодействия средовых и генотипических факторов. Генетический дар раскрывается благодаря среде, и она либо подавляет его, либо помогает ему раскрыться. И подобно тому, как опытный ювелир может превратить природный алмаз в роскошный бриллиант, благоприятная окружающая среда и умное педагогическое руководство способны превратить природный дар в выдающийся талант.
Представление об общей одарённости существенно менялось на протяжении изучения этого феномена. В рамках одного из широко распространенных когнитивных подходов общая одарённость, по сути, отождествлялась с умственной (интеллектуальной) одарённостью. В качестве основного показателя общей одарённости использовался коэффициент интеллекта (IQ), определяемый с помощью тестов интеллекта.
Сторонники второго направления, рассматривая этот феномен как некое интегральное личностное образование, определяющее успешность деятельности человека, не сводили его столь однозначно к уровню интеллектуального развития. Предполагалось, что помимо «общего уровня всех умственных свойств» ,одарённость включает и другие качества, в том числе и некоторые личностные характеристики.
Хорошо известно, что талантливым людям часто недостаёт умений «пробить» свои незаурядные творческие замыслы. По мнению многих современных исследователей ,методы обучения и развития одарённых обучающихся должны быть ориентированы не только на развитие их потенциальных способностей до уровня, позволяющего осуществить творческие свершения в той или иной области, но и на формирование тех личностных качеств, которые способствуют практической реализации этих творений и признанию их другими людьми.
Как не потерять таких детей? Как различить их в классе? На мой взгляд, ближе, понятнее и более приемлемо определение различий, которые изложены психологом Калмыковой З.И. в её работе «Продуктивное мышление как основа обучаемости» .Она считает, что дети прежде всего различаются :
- различным объёмом времени, затрачиваемым на усвоение нового материала;
- уровнем работоспособности;
- различным типом мышления ;
- обучаемостью.
В любом случае, одарённые дети отличаются от всех каким-то необыкновенным любопытством, богатым воображением, фантазией, прекрасной речью, большим запасом слов. Их речь отличается бесконечными суждениями, умозаключениями. (По мнению учёных, именно речь- мерило одарённости ребёнка).
Первым шагом в работе с такими детьми, думаю, должно быть исследование, которое поможет определиться в основных задачах работы с такими детьми. Так как главная работа учителя осуществляется на уроках, то основное внимание следует уделять учебной программе.
Немаловажную роль в развитии одарённости, творческих способностей играет организация предпрофильной подготовки и профильного обучения школьников. И хотя профильное обучение не относится к внеурочной деятельности, углублённое изучение предмета на этих занятиях даёт возможность определить одарённость с помощью диагностики, развивать интеллектуальный и творческий потенциал талантливых детей . Введение в нашей школе профильного социально-гуманитарного обучения позволяет вести преподавание предметов на более высоком уровне сложности, а значит, повышает познавательную активность обучающихся, расширяет развитие творческих способностей одарённых детей.
Для работы с детьми в классе с предпрофильной подготовкой (9 класс) мною апробирован курс «Виды творческих работ» . Также я разработала и апробировала элективные курсы «Русский язык. Подготовка к ЕГЭ» (10 класс), «Трудные случаи орфографии и пунктуации» (11 класс).
Многие одарённые дети проявляют высокую степень одарённости не в одной какой-нибудь сфере, а в нескольких( Гаязова Лилиана,6 класс – рус кий язык и математика , Узбекова Екатерина, 6 класс – русский язык и математика, Акбирова Регина,11 класс –башкирский язык и обществознание, Шарипов Линар,11 класс – география, литература, Харипова Гузель,9 класс – физкультура, русский язык), и задача педагогов не только выявить, но и совершенствовать их развитие.
Как уже отмечалось мною ранее, возможность проявить себя и реализовать свой творческий потенциал детям помогают различные городские творческие конкурсы, которые проводятся в течение всего учебного года. Мои ученики являются их активными участниками и становятся одними из лучших. Вот, например, фрагмент работы призёра городского конкурса исследовательских работ в рамках МАНШ Доможировой Виктории, ученицы 10 в класса ( 2010 г.) :
«Будущее нужно строить самим!»
« Когда я по вечерам сижу дома, мне в голову приходят разные, и порой очень странные мысли. Человек не может жить без проблем, хотя некоторые из них мы придумываем себе сами. Кто-то расстраивается из-за этих проблем так, что думает о самоубийстве. Я считаю, что это не выход. Вот я и решила подумать на эту тему.
Когда у меня возникают какие-то проблемы, связанные с учёбой или личной жизнью, я, как и все люди, начинаю расстраиваться. Начинаю обдумывать свои поступки и анализировать действия, но через некоторое время эти мысли плавно переходят в нечто большее. Сначала приходит осознание того, что эта проблема не самая худшая : в моей жизни были ситуации и похуже. Затем я понимаю, что у других людей существуют проблемы намного важнее моей: потеря родных, лишение имущества, болезнь ребёнка.
Потом все эти мысли сами собой превращаются в философские рассуждения о том, что многие люди встают рано утром, едят, идут на работу, совершают какие-то действия, за которые получают деньги, возвращаются домой, снова едят и ложатся спать. Всё это напоминает знаменитое произведение Замятина «Мы». Люди чисто автоматически совершают определённый набор действий, подчиняясь верхам, но , делая это, они лишаются самого главного – личности, индивидуальности. Неужели писатель действительно предсказывал наше будущее?
Да, человечество прогрессирует, развивается , постоянно изобретает что-то новое. Но ведь существует теория о том, что через какое-то время Земля разрушится и человечество помрёт, так зачем всё это нужно?! Конечно, может, к тому времени мы сумеем избежать катастрофы. А если нет? Зачем жить и создавать , если всё так или иначе будет разрушено? Ради себя? Но это бессмысленно!
Недавно я заметила ужасную закономерность, что многие люди с более развитым правым полушарием мозга, отвечающим за логику, практически лишены веры и меньше поддаются эмоциям, постоянно стремятся создавать что-то новое и практически не думают о последствиях. А ведь в основном именно такие люди в наше время больше обеспечены, чем творческие личности ( художники, писатели, актёры). А что если вследствие этого естественный отбор сотрёт с лица Земли эти самые личности? Скорее всего, в мире наступят времена технического, материального господства.
Тогда в голове всплывают четыре истины Будды:
1) Жизнь в мире полна страданий.
2) Есть причина этих страданий.
3) Можно прекратить страдания.
4) Есть путь, ведущий к прекращению страданий.
Но ведь, по утверждению Будды, именно материальные желания являются причиной страданий. Неужели всё человечество погрузится в вечные страдания?! Хочется верить, что Человек всё же не перейдёт рамки допустимого и научится жить в гармонии с окружающим миром, а не миром власти и денег.
Обычно подобные мысли заставляют меня надолго задуматься о смысле жизни, а первоначальная проблема начинает казаться сущим пустяком!
Мне бы хотелось, чтобы так на самом деле и было. Но, в конечном счёте, своё будущее мы создаём сами, и поэтому нельзя просто сидеть и надеяться, что так будет – нужно строить будущее самим!»
Итак ,будущее гораздо ближе к нам, чем принято думать, оно совсем рядом: плачет , смеётся, ставит вопросы заставляет страдать, радоваться, искать ответы. Это будущее - дети .
Составляя планы, следует продумывать типы уроков, которые приемлемы при изучении данной темы для разного типа учеников.
Для более чёткого представления всего педагогического процесса по работе с детьми , имеющими высокий уровень развития , можно составить технологическую карту работы с одарёнными детьми, куда включить следующие разделы:
- работа на уроке;
- внеурочная деятельность;
- работа с родителями.
Таким образом, целенаправленная работа с одарёнными детьми влияет на общее развитие всего класса, в том числе и «слабых», создаёт атмосферу сотрудничества. Идёт формирование алгоритмических и эвристических приёмов и действий; осознание процесса учения не только с пониманием изученного, но и анализом хода познания .
Развивается интеллектуальная активность, формируется положительное отношение к учёбе, потребность в знаниях.
Литература
1.Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости .М., 1981.
2. Савенков А.Одарённые дети в массовой школе. Начальная школа.2003.-№ 30
Работа с одарёнными детьми в школе
Сообщений 1 страница 12 из 12
Поделиться12012-11-26 17:27:01
Поделиться22012-11-28 19:05:09
Спасибо, Мадина Фаритовна за интересные мысли. Действительно работа с одаренными обучающимися требует от нас особого внимания. Каждый педагог старается не пропустить такого ребенка и дать ему возможность проявить свои способности в полной мере.
Удачи Вам.
Поделиться32012-12-02 13:53:31
Я думаю,что работать с одарённым учеником учитель может только во внеурочное время.Я остаюсь после уроков и мы с учениками готовимся к олимпиадам,к конкурсам.Не будешь дополнительно заниматься, не будет успехов.
Поделиться42012-12-02 19:40:56
Как вы думаете, Раиса Мадисовна, есть ли возможность у нашего руководства оплачивать работу с одарёнными, Так много об этом говорят. а как растить таких учеников, когда у тебя не остаётся никаких сил, тем более если нет стимула.
Поделиться52012-12-03 12:35:20
Важное значение при работе с одаренными детьми имеет исследовательская деятельность Исследовательская деятельность способствует формированию мыслительных и творческих способностей, умение ставить и решать проблемы, способность ориентироваться в разных потоках информации, умении общаться, формулировать и высказывать свое мнение; прогнозированию последствий тех или иных явлений, проведению анализов результатов.
Поделиться62012-12-03 16:34:15
Если у руководства появится возможность,то оплатят работу с одарёнными детьми.А стимул может быть не только материальным, но можно получать и моральное удовлетворение.
Поделиться72012-12-04 08:51:00
Согласна с вами.Моральное удовлетворение получаю на своих уроках, когда вижу ясные и понимающие глаза моих учеников.Одарённых, конечно. единицы, но желание стать такими есть у всех.Мне очень понравилось высказывание из повести-сказки Лии Гераскиной " В стране невыученных уроков": " Помни, что когда ты даёшь своей голове работу, всегда добьёшься цели", эти слова являются для нашего класса девизом. А какой девиз есть у вас?
Поделиться82012-12-05 18:16:36
Раиса Мадисовна, здравствуйте!
С одарённымидетьми , конечно ,основная работа происходит во внеурочное время. Об оплате за это как-то и в голову не приходило. Учитель, как правило, бессребреник, многое делает бескорыстно, просто получая удовольствие от своего труда, а потом и от результатов работы.Хотя справедливости ради надо сказать, что у нас в СОШ № 6 учителя за достигнутые успехи поощряют.
А на уроке разве мы не работаем с одарёнными? Индивидуальные задания для них - это обязательно. Ведь иначе маленькие вундеркинды будут скучать.
Всего добого,
ваш коллега Хабибуллина Мадина.
Поделиться92012-12-06 21:43:32
На уроке, естественно работа ведется, но для этой категории детей предпочтительны методы работы:
-исследовательский;
-частично-поисковый;
-проблемный;
-проективный.
А тут без внеурочки никуда.
Поделиться102012-12-09 19:19:56
Система моей работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:
· выявление одаренных детей;
· развитие творческих способностей на уроках;
· развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа);
· создание условий для всестороннего развития одаренных детей.
Прежде всего, одаренных детей надо уметь выявить. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью.
Определив таких ребят, школа должна научить их думать, предпринимать все возможное для развития их способностей. Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету.
В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся я использую творческие задания, интересные занимательные задачи.
.Мои принципы работы с одарёнными детьми.
Индивидуализация обучения (наличие индивидуального плана обучения учащихся – высший уровень).
Принцип опережающего обучения.
Принцип комфортности в любой деятельности.
Принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей учащихся.
Возрастание роли внеурочной деятельности.
Принцип развивающего обучения.
Принцип добровольности.
Поделиться112012-12-11 21:42:28
В работе с одаренными детьми есть такая проблема - проблемы саморегуляции, т.е. ребенок занимается только той деятельностью, которая достаточно интересна. Любая другая деятельность, которая не входит в сферу его склонностей он избегает, пользуясь снисходительным отношением к этому взрослых людей. В конечном итоге возникает специфическая ситуация, когда особо одаренные дети, проявляя очевидную склонность к любимому труду, все же не умеют трудиться в тех случаях, когда от них требуются выраженное волевое усилие. Это явно проявляется у подростков. Как быть в таких случаях?
Поделиться122013-01-01 10:11:52
Я получила звание "Лучший куратор 2012 года".Звание присуждается за активное участие в развитии Интернет-проекта «Эрудит», проявленные при этом инициативу и усердие, за высокий уровень подготовки и организацию творческой деятельности школьников. Этого звания достойны те кураторы, которые организовали и подготовили к конкурсам наибольшее количество ребят в 2012 году.