Совпадает ли методика преподавания в доу и начальной школе при изучении звуков и букв?
Работая учителем - логопедом в ДОУ, занимаюсь с дошкольниками обучением грамоте и звуковой культурой речи уже не первый год. Занятия по ОГ и ЗКР проводятся со старшими дошкольниками 2 раза в неделю. Они направлены на формирование и развитие звукового анализа и синтеза, развитие фонематического восприятия, развитие навыков связной, грамматически правильной речи, ознакомление с алфавитом.
Содержание подачи материала при изучения звуков и букв русского алфавита в д/с схоже со школьным, но на более доступном уровне. При планировании занятий сделана опора на естественный путь усвоения знаний о предмете через сенсорные каналы: зрительное, слуховое, тактильное восприятие. Методика преподавания в ДОУ учитывает специфику, возраст, ведущий вид деятельности, но частично совпадает со школьной. Так как работаю в специализированной группе для детей с нарушениями зрения, занятия строю с учётом зрительных диагнозов детей. Для активизации познавательной деятельности детей использую средства графического моделирования. Даю понятия о букве, о звуке, речевых и неречевых звуках, о гласных и их отличии от согласных. Если твёрдость - мягкость согласных определяется на слух, то звонкость- глухость с помощью тактильно-вибрационного контроля. Учимся делить слова на слоги хлопками, строим схемы предложений, схемы слова с помощью цветных фишек и т. д. Дети подбирают слово с заданным звуком, определяют место звука в слове, подсчитывают количество звуков, букв в слове. Учитывая, что на протяжении начального периода обучения в школе большое внимание уделяется фонематическому анализу и синтезу, стараюсь "вооружить" своих деток именно такими знаниями, умениями и навыками. Чтение – не самоцель, но все наши выпускники к концу года читают. Главное - дети «слышат» звуки, анализируют и дают им характеристику, оперируют понятиями «звук, буква, слог, слово, предложение, текст». В схематическом анализе звуков, слогов, предложений использую те же условные обозначения, что и в школе.
Что касается преемственности ДОУ и школы, то мы контактируем с учителями школ №11 и 13. Это и взаимопосещения открытых занятий и уроков, участие учителя начальных классов в родительском собрании, в совместных тематических семинарах, в педсоветах, в заседаниях круглого стола с родителями воспитанников. Можно отметить регулярную организацию экскурсий, тематических посещений школы с детьми подготовительной группы, организацию концерта, участие дошкольников в «Прощании с Букварём», встречи с нашими выпускниками в СОШ №13.
ФГТ в ДОУ
Сообщений 21 страница 40 из 62
Поделиться212012-12-05 22:10:47
Поделиться222012-12-06 16:27:56
Введение ФГТ в детские сады нашего города очень сильно повлияли на работу всех педагогов, в том числе и нашего детского сада. Вы абсолютно правы, после введения ФГТ "зашевелился весь коллектив, работать стало гораздо интересней".Подготовка к занятию занимает больше времени, требует постоянного контроля информации, но в то же время занятия смотрятся гораздо нагляднее и интереснее.Кто любит свою работу, старается найти что то новое, интересное,тот всегда будет стараться для того, чтобы дети получили более полную и достоверную информацию, а кто не работал и только привык отсиживать на работе, как не работал , так и не работает.Проще же взять старую книгу или газету и провести занятие по старинке, чем сидеть и искать что то новое. Это зависит от самого педагога.В настоящее время работать стало интереснее, я вместе с детьми многое узнаю, изучаю, ищу что то новое.Тем самым происходит самообразование воспитателей, самосовершенствование.Ведь мы знаем, что нет предела совершенству, поэтому педагог должен постоянно работать над собой, именно этого требует ФГТ.
Поделиться232012-12-06 23:35:12
С введением новшеств творческая группа нашего ДОУ также разработала программу комплексно- тематического планирования, включающую ряд лексических тем и воспитательный процесс соответствует заявленным темам.
Учебно-воспитательная работа в тифлогруппах нашего ДОУ всегда строилась на основе тематического планирования, т.к. мы работаем по программе Плаксиной Л.И. Большинству лексических тем мы отводим по две недели, т. к. за одну неделю изучить основательно материал не удастся Создавать же видимость усвоения детьми материала не в наших интересах, ведь итоговая диагностика покажет наличие или отсутствие динамики. Некоторые объёмные темы среднестатистический ребёнок за одну неделю усвоить просто не в состоянии. Поэтому две недели - "самое то". Итогом работы являются достаточно высокий уровень знаний наших воспитанников, что позволяет им в дальнейшем избежать большинства школьных проблем.
Что касается творчества педагогов... Активный, ищущий рациональное зерно педагог таковым и останется, а случайного "специалиста", на мой взгляд, никакие ФГТ работать лучше не заставят...
Отредактировано SNEZHANA (2012-12-06 23:42:40)
Поделиться242012-12-07 12:17:30
Работать лучше, возможно, нет. Но тем не менее, зашевелились люди, которые совершенно не хотели работать. Комплексно-тематическое планирование не позволяет просто проводить время на работе, для того, чтобы подготовиться к определённой теме, необходимо перелопатить огромное количество литературы, продумать правильную подачу информации для детей, придумать и подготовить итоговое мероприятие. Всё это не даёт спокойно сидеть на месте ни одному педагогу ДОУ.
Отредактировано Erkeeva Natalya (2012-12-07 12:19:10)
Поделиться252012-12-07 14:42:24
Все мы прекрасно знаем, что разработчики ФГТ к ООП предлагают раздел "Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы", т.е. итоговые и промежуточные результаты, которые мы определяем с помощью мониторинга. Уже давно мы для себя определили, что мониторинг в нашем детском саду проводится два раза в год (в сентябре, в мае). В основе организации мониторинга лежит трёхбалльная система по принципу "чем ниже балл, тем больше проблем в развитии ребёнка". Т.о. у нас получаются следующие критерии: 1 балл - недостаточный уровень, 2 балла - средний, 3 балла - высокий. Хочется поинтересоаться у коллег, какая система лежит в основе их мониторинга и сколько раз в год он проводится, ведь мониторинг м/п 1 раз в и 3 раза в год.
Поделиться262012-12-07 22:58:22
Если не ошибаюсь, то по ФГТ воспитатели проводят диагностику только в конце года... Я, учитель-логопед, провожу её дважды (сентябрь и май)+ текущая диагностика (в январе), мне так удобно. Оценка результата также трёхбальная. Мониторинг не только в цифрах, но и в цвете, в виде таблицы по каждому речевому компоненту.
Поделиться272012-12-08 07:05:07
В нашем детском саду мониторинг проводится 2 раза в год, в сентябре и мае. Система трехбальная, оценка результатов бывает в цифрах, в цвете и даже в диаграммах.Таким образом, результаты мониторинга нагляднее и понятнее всем.Проведение мониторинга в течение года считаю необходим условием выявления уровня знаний, умений и навыков у детей.
Поделиться282012-12-08 07:09:45
Еще раз хочу отметить , то введение ФГТ в детские сады - это наиболее оптимальное сочетание целей , задачей воспитания и предполагаемых результатов.Насчет работы педагогов, кто любит свою работу, как работал , так и работал.
Поделиться292012-12-09 01:21:04
На самом деле, в новой образовательной программе не так много нового: образовательные области. А интеграция, тематическое планирование, образовательная деятельность в процессе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей – все это многим хорошо знакомо. И ещё добавление вариативной части программы , формируемой участниками образовательного процесса. А основа осталась прежней! Перефразирую известную фразу: "Новое -это хорошо проработанное старое!"
Поделиться302012-12-10 13:52:38
Считаю, что проведение мониторинга только один раз в год не даёт педагогу полной картины разаития детей. Ведь при проведении мониторинга в начале учебного года, мы выявляем исходный уровень развития каждого ребёнка после длительных летних каникул и планируем, какую работу необходимо провести для того, чтобы получить желаемый результат. Мониторинг в мае проводится с целью определения уровня детского развития в той или иной образовательной области. Этот результат мы сравниваем с аналогичными показателями предыдущего мониторинга, определяем динамику развития и эффективность тех методов, которые мы выбрали для работы. Как проследить всё это, если мониторинг будет проводиться только один раз?
Отредактировано Erkeeva Natalya (2012-12-12 12:13:58)
Поделиться312012-12-10 18:35:21
Педагогический мониторинг позволяет выявить качество образовательных услуг, получить достоверный материал для анализа, оценки и коррекции собственной педагогической деятельности дошкольного учреждения.
Мониторинг бывает итоговым и промежуточным. Итоговый мониторинг описывает интегративные качества ребёнка, которые он приобрёл в результате освоения основной общеобразовательной программы ДОУ.
Итоговый мониторинг проводится в конце учебного года с теми детьми, которые выпускаются в школу.
Промежуточные результаты освоения Программы раскрывают динамику формирования интегративных качеств детей в каждый возрастной период по всем направлениям их развития.
Периодичность промежуточного мониторинга определяется каждым образовательным учреждением самостоятельно. Если ставится цель: выявить исходный уровень развития - мониторинг проводится в начале учебного года (в сентябре- октябре). Определяются достижения ребёнка к этому времени, а также проблемы развития, для решения которых требуется помощь педагогов.
Если ставится цель: оценить степень решения поставленных задач, определить перспективы дальнейшего проектирования педагогического процесса с учётом новых задач развития данного ребёнка - мониторинг проводится в конце учебного года (в апреле- мае).
Поделиться322012-12-11 10:40:07
То, что периодичность промежуточного мониторинга определяется каждым образовательным учреждением самостоятельно, это понятно. Хотелось просто узнать, есть ли в нашем городе детские сады, в которых мониторинг проводится один раз.
Поделиться332012-12-11 19:52:35
Как вы думаете, с какой целью вообще проводится мониторинг?
Поделиться342012-12-12 16:16:31
Мониторинг проводится с целью выявления уровня знаний, умений и навыков по определенным образовательным областям в начале года и конце года для выявления полученных знаний, умений и навыков в течение года.Проведение мониторинга один раз в год недостаточно для получения полноценной картины о имеющихся ЗУН у детей и приобретенных в течение года. Поэтому целесообразно проводить мониторинг не реже 2 раз в год. В нашем детском саду мониторинг проводится дважды в год
Поделиться352012-12-13 01:39:09
Не следует смешивать понятия мониторинга и диагностики. Хотя мониторинг сходен с педагогической диагностикой их следует различать. То о чём говорили Вы- это диагностика (выявление имеющихся (усвоенных) знаний, умений и навыков ДЕТЕЙ). Мониторинг же предполагает систему отслеживания на протяжении 1-3-5 лет. Мониторинг представляет собой постоянное наблюдение за образовательным процессом. При проведении мониторинга внимание направляют на особенности течения самого процесса, т.к. эта процессуальная информация является более важной и оперативной по сравнению с результативной. Мониторинг позволяет оценить качество и эффективность работы целостной системы и педагога, в частности. Т.О. мониторинг- это целостная система, реализующая множество функций.
Для оценки качества образования используются различные способы и каналы: проведение контрольно-оценочных занятий, изучение продуктов деятельности, собеседование со всеми участниками педпроцесса (родители, педагоги, дети), анализ статистических данных, анализ документации и др.
Поделиться362012-12-13 14:22:59
Хотелось спросить ещё вот о чём, творческие группы, разрабатывающие основную образовательную программу ДОУ, работали над комплексно - тематическим планированием. Сколько времени отводится в ваших детских садах какой-либо теме: неделя, две или каждой отводится определённое количество времени?
Поделиться372012-12-13 14:28:02
Какие темы на ваш взгляд оказались более интересными? Возникают ли трудности у педагогов при разработке итоговых мероприятий?
Отредактировано Erkeeva Natalya (2012-12-14 09:36:56)
Поделиться382012-12-13 17:56:35
Мы разработали программу комплексно-тематического планирования в спецгруппах много лет назад и могу отметить высокие результаты такой работы. Глубокое погружение в лексическую тему даёт прочное усвоение знаний, умений и навыков детьми. Причём, ввиду повторяемости ряда тем в каждой возрастной группе материал подбирается с учётом усложнения. Итогом изучения каждой темы является итоговое мероприятие. Например , итогом изучения темы "Овощи-фрукты"является выставка "Дары осени". Или результатом погружения в тему "Зимующие птицы" стало изготовление кормушек для птиц с привлечением родителей. Тема "Посуда" проигрывается итоговым чаепитием с праздничной сервировкой с привлечением гостей и посиделками; дети с помощью взрослых сервируют стол сами, постигая тем самым азы художественного оформления и развитие эстетического вкуса.
Запомнилось выступление самодеятельных артистов в театре "Муха-цокотуха" итоговое развлечение тематического цикла "Цветы, насекомые, травянистые растения"...
Глубокий охват темы обогащает словарь ребёнка, повышает его понятийный уровень, обеспечивает высоким уровнем усвоения знаний.
Поделиться392012-12-13 18:09:56
Раработка итогового мероприятия в массовой группе требует более тщательного продумывания и представляет определённые трудности... Не обязательно заканчивать изучение темы громким мероприятием, можно ограничиться итоговым днём. Рекомендую использовать разработки Алябьевой Е.А. "Итоговые дни по лексическим темам".
Поделиться402012-12-14 11:23:37
Спасибо огромное, Снежана, за рекомендацию! Обязательно просмотрим! Скажите, пожалуйста, насколько углублённо вы работаете по теме (количество времени)? Хотя, конечно, работа в массовой группе и специализированной всё же отличаются друг от друга.